«

»

Окт 10

Игра как способ развития коммуникативных навыков общения ребенка-инофона.

ИГРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНОФОНА

При изучении ребенком неродного языка необходимо использовать разные формы обучения. Но эти формы обучения должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться роста заинтересованности самого ребёнка в познании чего-то нового, неведомого для него ранее. Интерес позволяет ребёнку овладеть материалом, минимумом средств. Последующее нарастание языковых единиц в сознании ребенка должно происходить ситуативно и осмысленно. Во время уроков, а также с использованием всех доступных преподавателю средств общения с ребёнком: начиная с конкретных уроков, и заканчивая школьными переменами. Главное – проводить работы ненавязчиво и незаметно для ребёнка.

Одним из наиболее важных и действенных методов в воспитании ребёнка являются игры. Игры могут быть спонтанными (их изобретают сами дети), но могут быть и дирижируемыми со стороны педагога. Хорошо это делать ненавязчиво, так, чтобы дети не догадывались, что им что-то предлагается извне. Это основной воспитательный момент, который поможет иноязычным детям более естественно и легко влиться в новую языковую среду.

Почему именно игра?

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению, к учебной деятельности. Но этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применять на всём протяжении обучения в начальной школе. К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры.

Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, распределяя между собой роли в ней, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражений. Дети живут игрой. Поэтому нам, учителям, необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу образовательному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Игра и учёба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Не смотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра сохраняет своё значение и помогает детям учиться.

Когда я изучала книги по методике обучения русского языка в институте, перед моими глазами промелькнули такие строки у Ш.А. Амонашвили: «… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Они стали одним из основных правил при работе с младшими школьниками. На каждом уроке, во время динамическом паузы, даже во время перемены, внеурочной деятельности стараюсь создать такую учебную ситуацию, которая бы позволила каждому ребёнку проявить себя. Именно такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игры, подобранные на одну тему, тесно связанные с материалом учебника, дают огромный результат.

Именно использование дидактических игр даёт возможность активизировать умственную деятельность обучающихся, пробудить интерес к изучению русского языка и литературы, повысить грамотность учащихся, развивать мышление и речь.

Работая в школе, вижу, что количество обучающихся двуязычных детей постоянно увеличивается. Для преодоления «барьеров» мы предлагаем игру как способ развития коммуникативных навыков ребенка-инофона. Например, игры, знакомые большинству обучающихся с дошкольного возраста, но слегка переделанные для младших школьников, способствуют изучения основ русского языка, развитию познавательной деятельности обучающихся и т.д.:

— игра в «Краски»: акцент делается на правильное употребление слов, интонации между участниками продавцом и покупателем;

— игра: «Море волнуется…»: в игре используется неоднократное повторение предложений, и при остановке («Морская фигура, замри!») каждый ребенок объясняет, кого он изобразил, стараясь использовать правильную лексику, интонацию и голос, при словесном описании зверей и сказочных персонажей;

— игра «Угадай слово»: двое-трое детей загадывают слово, остальные же дети должны их отгадать это слово, выполнив некоторые условия: получить подсказки можно, используя правильную лексику, правильный порядок слов в предложений и т.д.;

— игра: «Кто будет водящим» во время динамической паузы или внеурочной деятельности;

— игра «Найди лишнее слово» на уроках русского языка;

— игра «Отгадай загадки», в особенности на уроках русского языка и литературы и т.д.

Опыт показывает, что использование дидактических игр даёт возможность активизировать умственную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению русского языка, повысит грамотность учащихся, развивать мышление и речь.

Секция Интернет-конференции «Методика обучения детей-инофонов в начальной школе»

Методика индивидуализации обучения русскому языку младших школьников с существенно различными уровнями языковой компетенции

Таныгина Ольга Германовна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Йошкар-Олы»

http://isiorao.ru/communication/forum/index.php?PAGE_NAME=read&FID=133&TID=453&result=reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перейти к верхней панели