«

»

Окт 09

Программа кружка дополнительного образования

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Олы»

Программа кружка дополнительного образования

«Умелые ручки»

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста

от 7 до 11 лет

  Составитель: Таныгина О.Г.

Йошкар-Ола, 2013г.

Пояснительная записка

Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей младшего школьного возраста с 7 до 11 лет.

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа в кружке «Умелые руки» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1, 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Умелые ручки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы кружка «Умелые ручки» — воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Работа по программе кружка «Умелые руки» предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

— закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

— знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

— раскрыть истоки народного творчества;

— формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

— совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

— приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

— пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

— развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

— формирование творческих способностей, духовной культуры;

— развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

— Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

— осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

— воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

— добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю

34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год

Тематический план работы кружка «Умелые ручки» одного года обучения

№ п/пзанятия

Наименование тем

Содержание

Дата

1. Вводное занятие Первичный инструктаж на рабочем месте.  Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком. Из истории народной игрушки. 1 неделя

Аппликация

2. Выполнение плоской аппликации «Осенние мотивы» (грибочки) Правила Т/Б. Подготовить  рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников.  1  неделя
3. Осенняя аппликация «Деревья в лесу»  2 неделя
4. Аппликация  из кругов
5. Поделки их сердечек  3 неделя
6. Выполнение плоской аппликации «Корова»
7. Выполнение плоской аппликации «Сорока белобока»  4 неделя
8. Выполнение объемной  аппликации «Уточка»
9. Выполнение объемной  аппликации «Лев»  5 неделя
10. Выполнение объемной  аппликации «Ромашка»
11. Выполнение объемной  аппликации «Нарцисс» 6 неделя
12. Выполнение объемной  аппликации «Снеговик»
13. «Заинька» (из ткани) Заготовка, раскрой лекал из ткани,  наклеивание фоновую картонную  поверхность. 7 неделя
14. «Котик» (из ваты) Заготовка ватных лекала,  нанесение лекал на бархотную  поверхность.
15. Выполнение объемной комбинированной  аппликации «Поздравительная открытка» Заготовка, раскрой лекал из бумаги,  наклеивание фоновую поверхность. 8  неделя
16. Выполнение объемной комбинированной  аппликации «Поздравительная открытка» Заготовка, раскрой лекал из бумаги,  наклеивание фоновую поверхность.
17. Выполнение объемной игрушки из бумаги «Зайка» Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия. 9  неделя
18. Выполнение объемной игрушки из бумаги «Лиса» Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.
19. Выполнение объемной игрушки из бумаги «Волк» Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия. 10 неделя
20. Ласточка Заготовка, раскрой из картона / бумаги, склеивание.
21. Аппликация с крупами Раскрой их картона 11 неделя
22. Аппликация «Материнская любовь» Заготовка, раскрой из картона / бумаги, склеивание.
23. Аппликация их бумажных шариков Раскрой их картона 12 неделя

Поделки из комбинированных материалов

24. Замок из картонных трубочек Техника безопасности. 12 неделя
25. Чудесные поделки из ватных дисков Техника безопасности. 13 неделя
26. Поделки из Яиц киндер сюрприза Техника безопасности. Приемы работы с материалом.
27. Бумажные Розы Техника безопасности. Приемы работы с материалом. 14 неделя
28. Поделки из тарелок Техника безопасности.Приемы работы с материалом.
29. Поделки из яичных лотков Техника безопасности.Приемы работы с материалом. 15 неделя
30. Корзинка из бумажного стаканчика Техника безопасности.Приемы работы с материалом.
31. Работа с камушками Техника безопасности.Приемы работы с материалом. 16 неделя
32. Работа с макаронными изделиями Техника безопасности.Приемы работы с материалом.

Работа с пластилином

33. Лепка овощей и фруктов. История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей. 17 неделя
34. Сказка о животных Техника безопасности. Приёмы работы с материалом.
35. Пластилиновая аппликация на картоне «Мир вокруг нас» Техника безопасности. Приёмы работы с материалом. 18 неделя
36. Чудеса из пуговиц Приемы работы с пуговицами.
37. Работа с пластмассовыми бутылками Техника безопасности. Приемы работы. Изготовление изделий по замыслу детей. 19 неделя
38. Черепашка — копилка Техника безопасности. Приемы работы с пластмассовой бутылкой. Изготовление изделий по замыслу детей.
39. Сказочные нитки Приёмы работы с нитками. Изготовление изделий по замыслу детей. 20 неделя
40. Работы со стружками Техника безопасности. Приемы работы со стружками.
41. Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу) Изготовление изделий по замыслу детей. 21 неделя
42. Поделки из пластилиновых шариков Изготовление изделий по замыслу детей.
43. Поделки из пластилиновых шариков Изготовление изделий по замыслу детей. 22 неделя
44. Картины из пластилина Изготовление изделий по замыслу детей.

Комбинированные плоские игрушки

45. Вводное занятие по теме: «Комбинированные плоские игрушки» Вводное занятие  Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки 22 неделя
46. Плоские комбинированные игрушки  Игольница «Божья коровка» Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. 23  неделя
47. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
48. Игольница «Солнышко» Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. 24  неделя
49. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

Изделия из солёного теста

50. Солёное тесто Из истории солёного теста. Замес теста. Окрашивание теста. 25  неделя
51. Композиция «Русский самовар» Выбор изделия для проекта. Технология изготовления деталей фигур из теста.
52. Котики Выбор изделия для проекта. Технология изготовления отдельных деталей фигурок из теста. 26  неделя
53. Ангел Выбор изделия для проекта. Технология изготовления отдельных деталей фигурок из теста.

Куклы-варежки

54. Выполнение прихватки с аппликацией  «Котофей» Выполнение выкроек – лекал. 27  неделя
55. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
56. Выполнение прихватки с аппликацией  «Попугай» Выполнение выкроек – лекал. 28 неделя
57. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
58. Выполнение прихватки с аппликацией  «Пингвин» Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ 29 неделя

Куклы-перчатки

59. Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Зайка» Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. 30 неделя
60. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
61. Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Хрюшка» Выполнение выкроек – лекал. 31 неделя
62. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
63. Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Мышка» Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. 32 неделя
64. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
65. Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Котик» Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. 33 неделя
66. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ
67. Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Курочка» Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. 34 неделя
68. Окончательная обработка изделия. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

Список использованных источников и литературы

  • З.Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // — М.: Изд. Эксмо-2004-160с
  • Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2000. — 458 с.
  • Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. — М.: Просвещение, 1993. — 58 с.
  • Еременко Т.И. Иголка волшебница. — М.: Просвещение, 1987. — 114 с.
  • Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. — М.: Просвещение, 1978. — 82 с.
  • Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки «Солнечный лучик». — М.: НОТА, 2002. — 18 с.
  • Е. Твердохлеб //Мягкая игрушка своими руками» //Харьков- 2005.-160с.
  • Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. — М.: НОТА, 1999. — 176 с.
  • Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. — М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.
  • Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. — М.: Просвещение, 1981. — 166 с.
  • http://vk.com/roditeli_i

(приложение 1)

Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:

1.     Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.

2.     Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

3.     Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

4.     Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

5.     Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

6.   При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

7.  Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

8.    Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

9.    Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.

10.  Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перейти к верхней панели