«

»

Окт 09

Программа кружка «Умелые ручки» для 1 класса

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20 г.Йошкар-Олы»

 

Программа кружка дополнительного образования

«Умелые ручки» для 1 класса 

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста

от 6 до 10 лет

  Составитель: Таныгина О.Г.

Йошкар-Ола, 2013г.

Пояснительная записка

Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей младшего школьного возраста с 6 до 10 лет.
Актуальность.  Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

— желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

— желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. В кружке «Умелые ручки» 10 учеников.  Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которые включают в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, пластилина и бисера. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

  Направления работы.

— развитие творческих способностей;

— художественно-эстетическое развитие;

— познавательное развитие;

Новизной и отличительной особенностью программы «Умелые ручки» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Цель программы кружка «Умелые ручки» — воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Работа по программе кружка «Умелые руки» предполагает решение следующих задач:

Задачи:

—  Использование в работе различных материалов (бумага, пластилин, природный материал, крупы и т.д. );

— Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд;

— Правильное использование цветовой гаммы;

— Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха. 

Формы занятий:

Индивидуальная работа; 

Групповая работа (под общим руководством педагога младшие школьники выполняют задания в группе) 

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Занимаясь в кружке «Умелые ручки»  учащиеся должны знать:

название и назначение материала — бумага, пластилин и т.д.

— название и назначение ручных инструментов и приспособлений — ножницы, кисточка для клея и т.д.

— правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

учащиеся должны уметь:

анализировать под руководством учителя изделие;

— правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

— соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; 

Программа рассчитана на 1 час в неделю

35 учебных недель х 1 час в неделю = 35 часов в год

Тематический план работы кружка «Умелые ручки» одного года обучения

№п/пзанятия

Наименование тем

Дата

1. Вводное занятие.  Первичный инструктаж на рабочем месте.  Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком. Из истории народной игрушки. 1 неделя
2. Флористика. Поделки из  осенних листьев. 2 неделя
3. Коллективная работа .Поделки из природного материала.   3 неделя
4. Аппликация из бумаги. Контраст. Орнамент. 4 неделя
5. Аппликация из контрастной бумаги. 5 неделя
6. Аппликация из бумаги и цветных ниток. 6 неделя
7. Аппликация из цветных нитей. 7 неделя
8. Кошки-матрёшки 8 неделя
9 Объемная аппликация. Цветы 9 неделя
10.  Открытка  «Ромашки» 10 неделя
11. Цветы в вазе 11 неделя
12. Мозаика из бумаги. Эскиз. 12 неделя
13. Мозаика. Способы соединения материалов. 13 неделя
14. Мозаика из опилок 14 неделя
15. Мозаика из яичной скорлупы 15 неделя
16. Мозаика из круп 16 неделя
17. Барельеф. Понятие о барельефе. Лепка из пластилина. Подготовка основы. Растяжка пластилина. «Лукошко» 17 неделя
18. Коллективная работа «Лукошко». Окончательная отделка изделия. 18 неделя
19. Аппликация их ватных дисков. 19 неделя
20. Поделки из гофрированной бумаги 20 неделя
21. Объемная аппликация. Звери 21 неделя
22. Групповая работа .Аквариум для рыбок 22 неделя
23. Поделки из упаковок из-под яиц 23 неделя
24. Поделки- зверьки  из ватных палочек 24 неделя
25. Поделки из сердечек на день Святого Валентина 25 неделя
26. Подарок для папы 26 неделя
27. Фисташковое деревцо 27 неделя
28. Рисунки с  помощью иголочки 28 неделя
29. Веночек для мамы 29 неделя
30. Корзина с цветами для мамы 30 неделя
31. Цветы из салфеток 31 неделя
32. Открытки на День Победы 32 неделя
33. Поделки из семечек 33 неделя
34. Розы из гофрированной бумаги 34 неделя
35. Бонсай из гофрированной бумаги 35 неделя

Список использованных источников и литературы

ü Глазова М., уроки лепки из пластилина для начальных классов. 2009 г. 3. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская» -2000 г.

ü З.Неботова, Т.Кононович //академия «умелые ручки»// « Мягкая игрушка» // — М.: Изд. Эксмо-2004-160с

ü Цирулик Н.А., Просняк Т.Н. Технология. Умелые ручки 1 класс, издательство «Федоров»- Саратов: 2008 г. .

ü Г.И. Перевертень «Самоделки из бумаги», М. Просвещение , 1983г, с.132.

ü Н.М. Конышева «Лепка в начальных классах», М. Просвещение, 1985г, 78с.

ü Т.Н.Проснякова «Творческая мастерская». Корпорация «Фёдоров»2002.Методические пособия: Т.Н.Проснякова.

ü Дополнительная литература Методические пособия: Программа педагога дополнительного образования. М.: Айрис-пресс,2003,Т.Н.Проснякова «Азбука мастерства» методическое пособие 1класс

ü М.:Академкнига/учебник,2004, О.Н.Маркелова «Организация кружковой работы в школе» Волгоград: Учитель,2008.

ü http://vk.com/roditeli_i

ü Интернет- ресурсы

(приложение 1)

Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:

1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.

2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.

5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

6. При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.

10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перейти к верхней панели