«

Май 27

Программа по охране зрения «Посмотри на мир иначе»

Программа по охране зрения «Посмотри на мир иначе»

Автор составитель: Таныгина О.Г., учитель начальных классов, МОУ СОШ №20 г.Йошкар-Олы

Введение

Проблема ухудшения зрения у детей школьного возраста сегодня выходит на первые позиции среди заболеваний. Этому способствует возросшая зрительная нагрузка, повсеместная компьютеризация, неправильная организация труда, неправильное питание и многое другое. В особую группу риска входят дети дошкольного и школьного возраста (дети). В настоящее время по официальным данным более 80% детей страдают близорукостью, которая, к сожалению, ведёт к ухудшению зрения. Поэтому актуальной становиться проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Близорукость, как правило, это приобретённое заболевание, когда в период  интенсивной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко. Программа по охране зрения «Посмотри на мир иначе» содержит комплекс упражнений по предупреждению и профилактике заболеваний зрения у детей школьного возраста.

Цель программы: создать условия для сохранения зрения, предотвращение развития дефектов зрения во время учебно-воспитательного процесса в школе.

Основные задачи программы:

  1. 1.     познакомить детей с основными правилами по охране зрения;
  2. 2.     предложить комплекс упражнений по предупреждению и профилактике заболеваний зрения у детей школьного возраста;
  3. 3.     развивать зрительную память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление через комплекс упражнений;
    1. 4.     смотивировать обучающихся на соблюдение гигиенических норм и правил по сохранению зрения через полученные знания, самоанализ, самокоррекцию на уроках, внеурочной деятельности и дома;
    2. 5.     педагогам проводить уроки с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, использованием здоровьесберегающих технологий по профилактике нарушения зрения;
    3. 6.     классным руководителям проводить работу по охране зрения со своими учениками через индивидуальную работу, классные часы и работу с родителями;
    4. 7.     администрации школы обеспечить освещенность, соответствующую нормам, осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения зрения;
    5. 8.     родителям ежегодно проводить профилактические осмотры, диагностику зрения.

Направленность образовательной программы: оздоровительная

Возраст детей:  6- 11 лет (1-4 класс)

Сроки реализации: 4 года

Форма занятий: теория + практика

Режим занятий: 1 раз в 2 недели (17 занятий в год)

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и содержит два основных направления:

— ознакомление детей и их родителей  с основными правилами по охране зрения;

— внедрение комплекса упражнений по предупреждению и профилактике заболеваний органов зрения у детей.

Для ознакомление детей  и их родителей с основными правилами по охране зрения мы предлагаем провести  следующие мероприятия и открытия кружка:

— тематические классные часы в каждом классе;

— тематические родительские собрания;

— внеклассные мероприятия по охране зрения;

— администрации школы обеспечить освещенность, соответствующую нормам, осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения зрения;

— ежегодные профилактические осмотры и диагностику зрения детей.

Проблема снижения зрения у детей школьного возраста давно уже перестала быть только медицинской. Это понимают все: и врачи, и родители… Перед всеми встаёт вопрос: как обеспечить своевременное предупреждение  и профилактику различных заболеваний ребенка в школе, а в дальнейшем и его лечение?

Мы предлагаем комплекс упражнений  по предупреждению и профилактике заболеваний органов зрения  у детей:

  1. Гимнастика для глаз во время урока, внеурочной деятельности.

Зажмуриваемся

Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. Сядьте на стул, крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем откройте их на это же время. Повторите 6–8 раз.

Моргаем

Это упражнение тоже улучает кровообращение. Быстро поморгайте глазами в течение 1–2 минуты.

Следим за пальцем

Встаньте со стула, посмотрите прямо перед собой 2–3 секунды, затем вытяните вперед правую руку на расстояние 25–30 см на уровне глаз и посмотрите на указательный палец 3–5 секунд, опустите руку.

Повторите упражнение 10–12 раз. Это упражнение позволит снизить утомление глаз.

Другой вариант этого упражнения тоже делается стоя. Вытяните руку вперед, посмотрите на указательный палец, после чего медленно приблизьте его к глазам до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.

Повторите 6–8 раз.

Массаж

Снова сядьте на стул, закройте глаза и помассируйте веки, несильно нажимая пальцем. Это расслабит мышцы и улучшит кровообращение.

Бинокль

Упражнение для укрепления мышц обоих глаз и улучшения бинокулярного зрения. Встаньте, вытяните вперед правую руку так, чтобы указательный палец находился в 25–30 см от глаз, и посмотрите на указательный палец обоими глазами в течение 3–5 секунд.

Потом закройте ладонью левой руки левый глаз и и смотрите те же 3–5 секунд на палец. Повторите это упражнение, закрывая правой рукой правый глаз.

В стороны

Упражнение для укрепления мышц глаза горизонтального действия и улучшения их координации. Стоя отведите правую руку в сторону, а затем медленно двигайте ее налево и обратно — направо. За указательным пальцем руки проследите глазами, не поворачивая голову. Так же проследите и за левой рукой.

Повторить упражнение 10–12 раз.

И много других упражнений при выполнении гимнастики для глаз.

  1. Помимо гимнастики для глаз, сохранить зрение помогают и

несколько простых профилактических мер, о которых рассказывает директор Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца Владимир Нероев.

Легкий нажим

Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. Сядьте на стул, тремя пальцами руки слегка нажмите на верхнее веко закрытого глаза на 1–2 секунды.

Снимите пальцы с век, повторите нажатие 3–4 раза.

Удержать веко

Указательными пальцами зафиксируйте кожу в районе надбровных дуг. Медленно закройте глаза, почувствуйте сопротивление мышц век.

Повторите 8–10 раз.

Удержать глаз

Положите пальцы на глаза так, чтобы указательный лег на внешний край века, средний — посередине орбиты глаза, а безымянный — в уголок глаза. Медленно закройте глаза так, чтобы пальцы оказывали этому движению небольшое сопротивление.

Повторите 8–10 раз.

  1. Развитие внимания в процессе зрительного поиска.

При этом на занятиях использовать такие упражнения как:

— «Переверныши». Детям предъявляются схематические изображения предметов, буквы, цифры, повернутые на 180 градусов. На уроках математики и русского языка  использование зеркального написания букв и цифр.

— «Перекрытые». Предъявляются карточки со словами, цифрами, схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя части которых скрыты за полоской бумаги. Обучающимся предлагается угадать, какое изображение находится на карточке.

— Детям предлагаются геометрические (или даже бесформенные) фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Необходимо отгадать, что это может быть? В этом случае происходит активизации зрительной системы, что учит глазам смотреть и видеть.

— «Найди отличия». Детям предлагается 2 или более изображения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий (в зависимости от класса) Требуется найти эти отличия.

— «Разрезные картинки» Обучающимся предъявляются части 2-3 изображений (например, фруктов разного цвета или разной величины). Требуется собрать из этих частей снова целые изображения, в частности во время уроков технологии: вырезание фруктов или овощей по  частям, а последующем составление из них аппликации

«Незаконченные изображения». Предъявляются изображения с недорисованными

элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т. д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

— Упражнения и игры на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания. Упражнения и игры на развитие слухового и тактильного восприятия.

— Упражнение на развитие цветового зрения, поля зрения, бинокулярного зрения.

— Упражнение на снятие утомления всего тела. Элементы сказкотерапии.

Прогноз результатов выполнения программы

по охране зрения «Посмотри на мир иначе»

Выполнение программы по охране зрения  даст возможность обогатить знаниями по охране зрения обучающихся, улучшить состояние зрения младших школьников, обеспечить должный подход к выполнению вопросов охраны здоровья, достичь хороших результатов по развитию зрительной памяти, наглядно-действенное и наглядно-образное мышления, с учётом здоровьесберегающих технологий и комплекса упражнений. Реализация программы позволит в значительной степени сохранить зрение адекватно интенсивной зрительной нагрузке в школах.

Тематическое планирование программы.

1 класс

№п/п Тема занятия Задачи
Форма и размер геометрических фигур Развитие зрительного восприятия.
Количественные и пространственные соотношения Развитие ориентировки в пространстве, логического мышления.
Ориентировка в пространстве Развитие  ориентировки  в пространстве
Знакомство с предметами охраны зрения Дать знания об изучаемом предмете, расширение кругозора детей.
Рисование по трафарету Развитие зрительного восприятия
Мир вокруг нас. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания. Расширение кругозора детей.
Звук природы Развитие слухового внимания и памяти.
Упражнения «Дорисуй рисунок» Развитие зрительного  внимания, памяти и воображения.
Упражнения «Разгадай ребусы» Развитие логического мышления
Упражнения «Собери мозаику» Развитие логического мышления
«Пройди лабиринт» Развитие логического мышления
Игра «Зеваки» Развитие зрительного  внимания
Алфавит наш друг Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания
Сказкотерапия Обучение детей упражнениям на расслабление, воспитание нравственных качеств.
Сказка в темноте Развитие  ориентировки  в микропространстве
Усталость нам не помеха Обучение приемам снятия зрительного утомления

2 класс

№п/п Тема занятия Задачи
Что такое зрение Развитие зрительного восприятия и внимания
Зрение и слух – мои друзья Развитие слухового внимания и памяти.
Зрительная гимнастика Обучение приемам снятия зрительного напряжения
Упражнение на развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного восприятия
Сказкотерапия Обучение детей упражнениям на расслабление, воспитание нравственных качеств
Игры на развитие цветового зрения Развитие зрительного восприятия и цветового зрения.
Упражнение на снятие зрительного утомления. Обучение приемам снятия зрительного напряжения
Узнай меня по голосу Развитие слухового внимания и памяти.
В мире сна Обучение приемам снятия телесного и мышечного напряжения
Мои руки Развитие тактильного восприятия
Руки в моей жизни Развитие тактильного восприятия
Моя осанка Развитие координации движения
Что такое масссаж? Обучение навыкам самомассажа.
Движение моего тела Развитие координации движения
Запомни меня Развитие зрительного внимания и памяти.
В мире сна Закрепление навыков  снятия телесного и мышечного напряжения
Усталость мне не помеха Закрепление навыков  снятия зрительного утомления

3 класс

№п/п Тема занятия Задачи
Ритмичные движения моего тела Обучение навыкам снятия зрительного и мышечного напряжения
Руки — помощники Развитие сенсорного опыта.
Глаза — подсказки Развитие зрительного внимания
Игры на развитие ориентировки в пространстве. Развитие  ориентировки  в пространстве
Игры на повторения Развитие зрительного внимания и памяти.
Игры на развитие ориентировки в микропространстве.(на бумаге) Развитие  ориентировки  в микропространстве
Рисунок моих рук Развитие  ориентировки  в пространстве. Обучение приемам снятия мышечного утомления
Упражнение на снятие зрительного утомления. Закрепление  навыков  снятия зрительного утомления
Массаж моих рук Закрепление   снятия мышечного напряжения
Зрительная гимнастика. Обучение  навыкам  снятия зрительного утомления
Игры на развитие зрительного внимания Обучение  навыкам  снятия зрительного напряжения
Игры на развитие ориентировки в пространстве. Развитие зрительного внимания
Игры на развитие тактильной памяти Развитие  ориентировки  в пространстве
В мире сна Закрепление навыков  снятия телесного и мышечного напряжения
Игры на развитие поля зрения Развитие  ориентировки  в пространстве. Обучение приемам снятия мышечного утомления
Упражнение на развитие цветного зрения. Развитие зрительного восприятия и цветового зрения.
Упражнение на снятие зрительного утомления. Закрепление  навыков  снятия зрительного утомления

4 класс

№п/п Тема занятия Задачи
Мои глаза. Обучение  навыкам  снятия зрительного утомления
Упражнение на снятие зрительного утомления. Закрепление  навыков  снятия зрительного утомления
В мире сна Закрепление навыков  снятия телесного и мышечного напряжения
Рисунок с закрытыми глазами Развитие  ориентировки  в пространстве. Обучение приемам снятия мышечного утомления
Сказкотерапия «Необыкновенный» Обучение детей упражнениям на расслабление, воспитание нравственных качеств
Игры на развитие поля зрения Развитие поля зрения
Игры на слуховое внимание Развитие слухового внимания и памяти.
Игры на координацию движения Развитие координации движения
Упражнение на развитие цветового зрения. Развитие цветового зрения.
Сказкотерапия «Голубая мечта» Обучение детей упражнениям на расслабление, воспитание нравственных качеств
Игры на развитие ориентировки в микропространстве. Развитие  ориентировки  в микропространстве
Игра «Запомни звуки» Развитие слухового внимания и памяти.
Упражнение на развитие бинокулярного зрения. Развитие бинокулярного зрения
Работа с тканью Развитие тактильного восприятия
«Волшебный сон» Закрепление навыков снятия телесного и мышечного напряжения.
Зрительная гимнастика. Закрепление   навыков  снятия зрительного утомления
Упражнение на тренировку глазных мышц и снятие зрительного напряжения Закрепление навыков приемов снятия зрительного напряжения

 Список использованных источников и литературы

  1. «Близорукость», Аветисов Э.С. – М.: Медицина, 1999г. – 288с.
  2. Программа «Охрана зрения детей», Йошкар-Ола, 2013год
  3. Интернет-сайт www.dobrodar.ru
  4. Интернет-сайт http://glazka.ru/
  5. Интернет-сайт http://www.zrenimed.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перейти к верхней панели